Три года назад Жан-Мишель Жарр приезжал с альбомом Oxygene, который я знаю почти наизусть, и играл в маленьком зале на тридцатилетних инструментах, с которыми «надо обращаться бережно, как с пожилыми леди». Это совпало с первым по-настоящему снежным вечером в Питере, и концерт получился камерным и уютным, как вечер в кругу добрых знакомых. А в этот раз Жарр привез с собой шоу для большой сцены, новую программу, лазерное шоу и — ура! — свою знаменитую лазерную арфу! Это восемь зеленых лучей, которые веером расходятся из-под ногу ног и уходят в потолок, а звуки нужно извлекать, перекрывая рукой лазерные струны. Я знаю, что эта арфа старше меня, я читала о том, как она работает, но мне все равно казалось, что я вижу музыкальный инструмент из далекого будущего. Вот видео, которое дает представление о том, как арфа выглядит на сцене... И о том, как Жан прыгает на протяжении всего концерта! Удивительно энергичный человек.
Его прочая аппаратура похожа на пульты управления космическим шаттлом: панели нашпигованы регуляторами, тумблерами, кнопками, клавишами и чем-то совсем непонятным. Во время нескольких треков на экране крупным планом показывали руки Жарра, и видно было, как он переключает и поворачивает что-то, а иногда просто приближает ладонь к интрументу, чтобы извлечь звук, но рождение электронной музыки все равно остается для меня загадкой, как и взлет ракеты. )
Для концерта, правда, были подобраны композиции с четким, почти агрессивным ритмом. С одной стороны, это позволило нам покинуть свои места в скучном сидячем партере и устроить танцевальный партер, не предусмотренный организаторами, прямо перед сценой. С другой, я влюбилась в музыку Жарра именно в планетарии, когда ночное небо показывали под его спокойные, эмбиентные композиции... Устав прыгать и хлопать, я даже задумалась, что было в моей жизни первым: старые кассеты с космической музыкой Жарра или советская энциклопедия для детей, том второй («Мир небесных тел»), который я зачитывала до дыр?
Перед тем как сыграть финальную композицию, Жан попросил нас достать мобильники, зажигалки и все, что светится. Когда я оглянулась на темный зрительный зал, там горели сотни белых огней. Но мне, с моей-то близорукостью, показалось, что это не экраны телефонов, а звезды. )