О Dragon Age 2 много хочется сказать, много хочется и показать: в папочке у меня больше двух тысяч скриншотов. Вот примерный рецепт поста: взять размышления об игре, рассказы о моем прохождении и скриншоты в пропорции 1:1:1, перемешать, взболтать, украсить парочкой цитат из игры и подавать на стол холодным, как месть. В итоге пост получился настолько большим, что количеством букв пугает даже меня, и кажется мне каким-то скомканным и сумбурным. (
Но писать еще один пост о DA2 я вряд ли буду, так что пусть его.
| do you want to gather your party and venture forth? |
Когда я думаю о DA2, мне, признаться, обидно, потому что в этой игре много интересных, любопытных идей, которые не были доведены до ума либо потому, что разработчики торопились, либо потому, что первый блин комом. Взять, например, диалоги Варрика с Кассандрой.Варрик в роли плененного рассказчика харизматичен и бессовестно хорош. Кассандра в роли инквизитора экзотична и сурова, особенно когда пускает в дело кинжал. (Недаром знакомый, начав давеча DA2, сказал: «Я увидел Кассандру и сразу же подумал о тебе. Решил, что она в твоем вкусе».) Но... Для того, чтобы развлекать игрока, диалоги слишком однообразны: Кассандра все время наседает и строит предположения, Варрик пытается ее разубедить. Мы почти ничего не узнаем о Кассандре как о человеке, поэтому на протяжении игры она остается, скорее, воплощенной в персонаже функцией инквизитора, а не самостоятельным персонажем. Опять-таки, ситуация, в которой оказались эти двое, весьма пикантна: покров темноты, кинжал, допрос, шуточки Варрика... Где она, хотя бы щепотка юста, где химия между героями?
(Если тыкнуть на скриншоты — они увеличатся до 640 x 360; если тыкнуть еще раз — до 1024 x 576.)
Служить повествовательным стержнем сцены тоже не могут: слишком их для этого мало. И вообще, вместо того, чтобы обсуждать основные конфликты игры и других персонажей, подводить итоги или обобщать, как предложила Feuille Morte, Варрик и Кассандра больше изъясняются туманными намеками, малопонятными игроку.
Еще можно было показать, как в устах Варрика будни главного героя превращаются в легенду. А поскольку рассказчик лично знал героя и является лицом пристрастным, он мог бы выставить в лучшем свете героя-друга, очернить героя, который сделал ему какую-нибудь гадость, умолчать о неких подробностях по просьбе героя или его сопартийцев; наконец, он мог бы приврать ради красного словца или ради того, чтобы подколоть Кассандру, а та могла бы разоблачить одну ложь, но купиться на другую. В игре же Варрик явно лжет лишь дважды, а его рассказ о защитнике никак не меняется вне зависимости от шкалы дружбы/соперничества. Неплохо для одного раза, но ничего не добавляет последующим прохождениям, увы.
Кстати, о защитнике. Я не раз слышала, как игроки буквально унижают его, говоря, что он стражу из DAO в подметки не годится. Да, Мор остановить и Архидемона убить — это, конечно, эпичнее, чем бежать от Мора и, находясь в эпицентре событий, быть не в состоянии отвести от беду от Киркволла. Я понимаю игроков, которые не хотят мириться с такой ролью. Можно ли было сделать защитника персоной более значительной (в плане влияния на окружающий мир), а «его историю» — более эпичной и достойной сказаний? Да, конечно. Но... Мне эпичности (ответственности, разумности и пр.) хватает в МЕ. Своих героинь в мире DA я наделяю не лучшими качествами. История Мариан Хок, поломавшей все, что можно, кажется логичнее, чем история Кайры Амелл, которая стремилась к власти, запретной магии и свободе, а в итоге почему-то спасла «эту страну».
Так вот, Мариан Хок.
Внешне она совсем не похожа на родственницу Кайру Амелл, но в жилах ее течет та же дурная кровь, уж поверьте.
Она с детства вызубрила три простых правила: остерегайся храмовников и демонов как огня; держись за близких людей; не спеши доверять чужакам, потому как тот, чьего ребенка ты вылечил вчера, может донести на тебя завтра. Недоверие к окружающим взрастило в Мариан эгоизм; необходимость молчать о чем-то настолько важном для нее, как магия — скрытность; драки с мальчишками — агрессивность. Однажды Мариан, не удержавшись, расквасила магией носы соседским парням, задиравшим Карвера, и всей семье пришлось той же ночью сниматься с места: их дядька был храмовником.
Жили небогато, и даже при отце на ужин отнюдь не каждый вечер подавали мясо, а после его смерти кошелек быстро опустел, и Мариан хваталась за любую стоящую работу. Она очень любила свою семью, но редко понимала мать; опекала Бетани как младшую сестренку, чью головку не стоит забивать серьезными проблемами вроде нехватки денег; могла бы поговорить с Карвером на равных, да мешали постоянные ссоры и стычки... Для молодой девушки Мариан хорошо справлялась с ролью главы семьи. Одно дурно: это воспитало в ней ложную уверенность в том, что уж она-то знает, что лучше для окружающих!
В том, что касается магии, Мариан была на удивление благоразумна. Никаких демонов. Никаких опасных древних заклинаний и артефактов. Никакой крови. Но ехать в Киркволл, пропитанный болью сотен рабов, хранящий память о могуществе Тевинтерской империи, было все равно что садиться верхом на пороховую бочку.
Идея провести большую часть игры в одном городе мне понравилась: сразу вспомнилась старая добрая Аскатла из Baldur's Gate 2, в которой день сменялся ночью, а для каждой двери был свой квест; ее доки и пристани, трущобы и поместья; наконец, это странное ощущение, когда играешь в первый раз и оказываешься один на один с большим незнакомым городом, и не знаешь, куда идти, и за какой квест взяться...
Но почему Киркволл остается практически неизменным на протяжении семи лет? Почему не меняются улицы и люди? А как здорово было бы разыграть второй акт зимой (снег, пар изо рта, кровь на белом, меховые плащи), а третий устроить весной, во время подготовки к какому-нибудь местному празднику или фестивалю (флажки, украшения, разговоры, предвкушение праздника, который в итоге оборачивается трагедией). Не то чтобы это было важным для сюжета, нет; просто если уж решили сделать Киркволл центром событий, а историю растянуть во времени, и презентовать это как «фишки» игры, то следовало бы довести их до ума... Больше квестов, в которых рассказывается о жизни города, его обитателях и проблемах, тоже не помешало бы. (Вообще не помешало бы больше квестов, в которых не нужно никого убивать. А то, как заметила Веда, создается впечатление, что Хок за всю игру вырезала больше народу, чем там вообще живет.)
И почему, кстати, горожанам все равно, когда Мариан использует магию и убивает кого-то на их глазах? Некоторые еще и стоят так, будто схватку обсуждают! Мол, никак, это сэра Хок под носом у храмовников безобразничает!
Зато многие локации, как в городе, так и за его пределами, очень красивы. Ох, это небо! Ох, тени от облаков, бегущие по земле!
Время для скриншотов, ящетаю.
Еще одна интересная идея? Предусмотреть разные авто-реплики для трех разных характеров героя. По-моему, в МЕ, в котором все больше и больше авто-реплик, не помешало бы подобное их разделение хотя бы на парагонские и ренегатские. А уж разные боевые крики! Хоть голос Мариан не пришелся мне по душе, я ухмылялась каждый раз, когда девочка кричала в сражении что-то вхарактерное. "Prepare to meet your Maker! Give the Maker my regards!" (К слову, Мариан верующая, но считает, что все боги и пророки давно оставили этот мир и не слышат его молитв.) Или вот еще: "There's nothing like the smell of fresh blood!" (Этот крик особенно прелестен, если специализироваться в кровавой магии.)
Дженнифер Хейл в интервью как-то сказала, что относится к ренегадству и парагонству Шепард как к двум сторонам одного персонажа, и реплики озвучивает соответственно. Увы, Джоанна Виатт не подумала о цельности Хок, или ей просто не хватило опыта озвучки — в итоге, выбирая в диалоге «мирную» реплику после «агрессивной», я часто удивлялась тому, как разнородно они звучат. Кроме того, голос Джоанны показался мне слишком мягким для подобной роли. Он еще подходит магичке с хорошеньким личиком вроде Мариан, но не суровой воительнице с двуручником за спиной...
Магом играть мне по-прежнему очень нравится. Новые анимации для воинов и воров я нашла несколько утрированными, а вот маги теперь производят впечатление бойцов, способных дать жару и в ближнем бою, и скриншотить их — одно удовольствие. Надо только одежку получше подобрать; «маги ходят только в мантиях до полу» — что за предрассудки?
Отдельно нужно замолвить слово о сопартийцах: мне полюбились все, что заметно усложнило мою задачу расстаться с некоторыми из них на пути к финалу. ) Задача была поставлена не злобы из, а разнообразия для: обычно мои героини сопартийцев любят и лелеят, но я решила, что, раз DA2 позволяет соперничество, можно прокачать его с кем-нибудь — и сделать кульминацией трагический исход.
Разбить отношения на дружбу и соперничество было задумкой замечательной, и чего-то подобного весьма не хватает в ME2. Разговаривая с Авелин и Фенрисом, я прямо-таки чувствовала, какие у них конфликтные, натянутые отношения с Мариан. И было за что ее не любить! Но плохо то, что подобная система с баллами провоцирует игрока на метагейминг. Мои попытки естественно отыгрывать Мариан приводили к тому, что многие персонажи плюсовали то дружбу, то соперничество попеременно, оставаясь где-то в нейтральной зоне и оставляя меня без бонусов и диалогов.
Варрик, наш дорогой рассказчик, напоминает мне Рекса: по-моему, сложно найти игрока, который испытывал бы к ним неприязнь. Они не романсабельны, обаятельны, остроумны, надежны и располагают к себе. Их нельзя обвинить в смертных грехах, которых вешают на других сопартийцев. Они не бросаются в крайности и не требуют, чтобы главный герой кидался, сломя голову, за ними.
Поначалу я легко прокачала с Варриком соперничество, упирая на агрессивность Мариан, но вот его личный квест... Мариан представила себя на месте Варрика, Карвера — на месте Бартранда; сердце у нее защемило, и Варрик получил умалишенного братца, а Мариан — плюс много баллов к дружбе. С тех пор что ни разговор — то Варрик одобряет +10. В этом есть своя ирония. Поведение прямолинейной, эгоистичной Хок было ему не вкусу, но, стоило Мариан помочь ему в важном и очень личном деле, как Варрик оказался готов простить ей недостатки и назвал своим другом...
Хотя я считаю, что вслед за Хок через все передряги и к финальной битве его вели не только лояльность и дружба. Думаю, он мог бы перефразировать Рекса: "There's a storm coming, Hawke, and you and Anders are right in the middle of it. I want to be there."
Карвер изначально интересовал меня больше Бетани, потому что дружбу героини-мага с ее обожаемой младшей сестренкой (и тоже магом!) я уже отыграла в BG2. От отношений с Карвером я ждала совсем другого: соперничества, стычек, проблем и скрытой заботы друг о друге, которая, проявляясь, почему-то становится поводом для новых ссор... Расставание с ним Мариан переживала тяжелее, чем смерть Бетани, потому что чувствовала себя виноватой: за то, что Карвер всегда оставался в ее тени; за то, что по нему скучала Меррилл; за то, что, спасая брату жизнь, сломала ее, привязав его к страшным словам «Серые Стражи», «долг» и «навсегда».
Создавая Мариан, я позаботилась о том, чтобы у них с Карвером был один цвет глаз.
А погибшую Бетани для Хок заменила Меррилл. Поэтому Мариан, пытаясь быть строгой (ведь кровавая магия и демоны — это ни-ни!), на деле потакала «сестренке» и баловала ее. Она решила, что, если демон, с которым Меррил имеет дело, все-таки окажется опасным, она, Мариан, всегда сумеет расправиться с ним и защитить подругу.
А во всем, что случилось позже, она обвинила Меретари.
Фенрис — совсем не мой тип, увы; это, впрочем, не мешало ему мне нравиться, и в начале второго акта я подумала, что такими темпами он доберется до финальной схватки и будет, скрипя зубами, сражаться за магов, но тут эльф своими руками вырыл себе могилу. О-хо-хо, кто же рассказывает недоверчивой Мариан о том, как убил приютивших его кунари? Кто же обвиняет магов в том, что они заключают сделки с демонами и стремятся к силе и власти любой ценой (это Мариан, что ли? ха-ха!), а потом продается демону за силу? Кто же обещает женщине-магу, что пощадит ее, чтобы после допроса убить? Мариан ведь слушала, смотрела и мотала на ус. На седьмой год, когда над Киркволлом стали сгущаться тучи, а ожидание предательства и ножа в спину стало совсем уж невыносимым, Мариан решила сделать шах и мат первой — и сдала Фенриса бывшему хозяину, пока Фенрис не сдал Андерса храмовникам.
Она попыталась провернуть это в секрете от товарищей, но Варрик, конечно, обо всем прознал. И сказал только: "And that's our Champion".
Авелин, рассказавшая Фенрису о прибытии сестры, тоже должна была узнать... И тем более странным кажется то, что в финальной схватке она решила поддержать Мариан, Андерса и их революцию. Я-то, почитав вики, думала, что при непрокачанном соперничестве Авелин скажет, что с нее хватит, плюнет и уйдет, оставив Мариан разбираться с храмовниками и магами самостоятельно. В моем прохождении это было бы очень логичным...
"You're becoming a problem, Hawke."
"One you allow."
Как игрок же я безоговорочно полюбила Авелин. Прекрасная, сильная, красивая женщина!
Изабела должна была сойти с дистанции еще во втором акте. По моей задумке Мариан должна была воспринять побег Изабелы с реликвией как предательство и ответить на него соответствующе — ударом в спину — но Изабела очаровала недоверчивую Мариан на раз-два. Мариан бессознательно тянулась к ней, потому что в глубине души хотела быть такой же — свободной, раскованной, способной наплевать на все правила и условности.
Игрок во мне ликует: я искренне полюбила Изабелу. Автор недоброй истории о Мариан скрежещет зубами: получить титул Защитника Киркволла за предательство подруги — какая была бы ступенька социальной лестницы!
Себастьяну, увы, изрядно повредил его статус «дополнительного персонажа» — и то, что он присоединяется ко всей честной компании только во втором акте. Чрезмерно религиозный? Да! Лицемерный в своем стремлении не замарать руки? Да! Но есть и в нем что-то, отчего я прониклась к нему внезапной нежностью после второго акта (видите, как я была серьезна, когда сказала, что мне полюбились все сопартийцы без исключения!). Может быть, это все интерес Себастьяна к кулинарии? Да, вполне вероятно.
Кроме того, у Себастьяна с Варриком, по-моему, нарисовался очень милый bromance!
А вот история Андерса очень тесно переплетена с историей самой Мариан.
В рассказах отца маги, совершившие сделки с демонами, в лучшем случае проигрывали, в худшем — превращались в кровожадных монстров, поэтому Мариан потребовались три долгих года, чтобы привыкнуть к Андерсу и прийти к мысли о том, что из правил — что же, из правил бывают исключения. Я уже упоминала о том, что Киркволл — место для мага опасное, и само пребывание в нем толкает на безрассудные поступки, а тут еще Андерс, и Меррилл со своей магией крови, которой, как выяснилось, пользовался в свое время и отец... За одним послаблением шло второе, и через три года Мариан уже строила одержимому Андерсу глазки и резала себе вены в гуще битвы, отчего у противников кровь кипела в жилах.
Ее отец зарекся помогать другим после того, как простые люди, чьих детей он поставил на ноги, донесли на него же, и закончилось это ночными сборами, лихорадочным побегом и потрясением для жены, которая тогда ждала близнецов. Сам зарекся — и Мариан запретил; поэтому до встречи с Андерсом она никогда не думала о том, что апостат может бескорыстно помогать другим или сражаться ради чего-то большего, чем собственное выживание или благополучие семьи. Доброта Андерса, его клиника, его революционные идеи — все это поразило и захватило ее, особенно теперь, когда сестра погибла, брат ушел, мать жила в достатке; Мариан по привычке еще хваталась, как наемник, за хорошо оплачиваемую работу, но уже чувствовала потребность в новой цели, и мысль о революции пришлась ей по душе.
В какой-то момент оба они — Андерс и Мариан — оказались захвачены водоворотом романтических отношений, но когда любовная эйфория уступила место супружеским будням, голос Возмездия снова зазвучал у Андерса в голове — еще громче, чем прежде, — а Мариан только рада была вести беседы об освобождении магов, упрощении кругов и свержении храмовников, и раздувать революционную искру. Мысль о том, что самим магам это, может быть, не так уж нужно, никогда не приходила Мариан в голову; уж она-то знает, что лучше для окружающих!
Знала ли она, что собирается сделать Андерс? Нет, до догадывалась, зная мужа, помня ночные беседы с ним, не найдя ни одного упоминания о селитре в книгах о демонах, зато множество — в рецептах магической взрывчатки. Догадывалась — и всячески способствовала, представляя себе революцию как этакую Варфоломеевскую ночь, озаренную пожарами, с победным шествием по улицам, с Андерсом — по правую руку, с Орсино — по левую, во главе легиона освобожденных из цепей Круга магов... А что вышло на деле, мы все знаем.
Любопытной мне кажется последняя сцена, в которой герои задумчиво смотрят друг на друга, на лириумный идол, оставшийся от Мередит, и неуверенно, будто потерянные, расходятся: Орсино мертв, Мередит мертва (она, кстати, единственная, кому легко найдется достойная замена: Каллен), наместника нет, Церковь разрушена; что это было? Что делать дальше? Так и игрок, привыкший к сюжетам другого сорта, неуверенно смотрит на финальные титры: неужели это все? Что будет дальше?
Сейчас мне подумалось, что DA2 в каком-то смысле похож на игры Бетезды, в которых основной упор делается на окружающий мир и сайд-квесты, а не сюжет. И правда: в первом акте мне доставляло удовольствие знакомиться с локациями и, оставив сюжетные рельсы на потом, бегать во всему городу и окрестностям с корыстным интересом: зарабатывая денежку. Но уже к середине второго акта знакомые локации и однообразные квесты приедаются, и...
И не совсем понятно, для чего разработчикам понадобились аж семь игровых лет. Показать изменения, постепенно происходящие в городе? Это, на мой взгляд, не получилось. Развернуть линию маги/храмовники? Но это можно было сделать за год, учитывая, что ситуация в Киркволле была уже достаточно напряженной на момент начала игры, а Мередит, на мой взгляд, могла принять радикальные меры против магов и без влияния лириумного идола. Второй акт с кунари вообще стоит особняком и важен лишь как часть восхождения главного героя на вершину, но и эту историю, по-моему, не вытянули толком: Хок будто не вершит свою судьбу, а идет у нее на поводу.
К слову, линия маги/храмовники удивила меня своим перекосом в сторону последних. Я ожидала на каждого мага крови или одержимого встретить пострадавшего ни за что целителя или ученого. Я думала, что рядом с магом, вызывающим демонов, встанет храмовник, который насилует девушек-магов, а те боятся на него донести. Я надеялась, что на каждого вменяемого порядочного храмовника нам встретится разумный маг, готовый искать компромиссы между своими и чужими. Но нет! Мередит прижимает магов где-то за кадром, а вот одержимые, призванные ими демоны, сумасшедшие попадаются чуть ли не в каждом квесте, портят все, что удается построить. Или в том и заключалась задумка разработчиков: настроить игрока против магов?
Между Орсино и Мередит, правда, царит некое равновесие (хоть я и негодовала, что схватка с Орсино в прохождении за магов добавлена только ради схватки, но не ради сюжета): они являются живым воплощением проблем своих сторон. Так, вместо того, чтобы арестовать и казнить Андерса, который стоит рядом и открыто признается в преступлении, Мередит надо, надо наказать всех! И то, что ни Орсино, ни маги Круга не поддерживают Андерса в его радикализме, и то, что Орсино готов искать компромисс и идти на попятную, ее не интересует. А потом нужно пафосно уйти, оставив настоящего виновника событий сидеть в сторонке. Отлично. Way to go! А Орсино не мог вести себя спокойно и с достоинством — ему нужно, нужно было испортить все в последний момент, да еще так, чтобы выносить его пришлось не Мередит и храмовникам, а своей же Хок, окончательно утверждая общественность во мнении, что у магов с головой не все в порядке!
(И почему я нахожу этого субтильного, с неправильными чертами лица, немолодого эльфа таким сексуальным?)
А моя Мариан в итоге похожа на обоих одновременно: готовая на магическое сумасшествие, как Орсино, опьяненная лириумом, как Мередит. Ведь все помнят, что в третьем акте Хок может отнять у Варрика осколок лириумного идола, который свел Бартранда с ума, и оставить его себе? Ох, Варрик! Знал бы он, что Мариан сделала из осколка руну — и, привязав к посоху, всегда носила с собой...
"She is losing it. Just like Bartrand."
Что было потом? Очень хочется ответить: «суп с котом» (Anders: Rivalry +10). И еще: «узнаем в третьей игре». У этой истории еще есть шанс закончится мирно и счастливо. Будет еще третья часть, в которой, должно быть, конфликт получит дальнейшее (и, я надеюсь, что более грамотное) развитие, иначе зачем развязывать его во второй? Будет новая героиня, которая, возможно, окажется мудрее и удачливее Мариан Хок. Будет возможность признать и исправить недостатки DA2, а также довести до ума и отшлифовать новые идеи — я очень надеюсь на то, что команда не вернется к формуле DAO, а будет двигаться вперед.
А пока что Мариан и Андерс бегут из Киркволла на новом корабле Изабелы, и только когда он входит в океанские воды, Мариан замечает, что руна — ее лириумная руна, сделанная из осколка найденного в подземельях идола — отвязалась от посоха во время схватки с Мередит и осталась лежать, незамеченная, на поле боя...