«Эх, жаль, что нельзя забыть все квесты и начать все с начала», — сетовал мой сотрудник, а я и рада, что знаю все решения наперед. Квесты хороши, я подбирала решения к ним самостоятельно и честно (за исключением пары сложных для меня комнат), но, перепроходя игру, поняла, что они отвлекали меня от персонажей и шикарной атмосферы.
По сравнению со второй частью первая кажется мне стерильной. Из персонажей там только ГЛаДОС, спокойная, равнодушная и без тени эмоций в голосе, за исключением концовки. Локации не поражают разнообразием. Сюжет короток и прост. Подумав об этом, я полезла в вики, где обнаружила следующую цитату от маркетингового директора Valve: «Portal был стендом для испытаний. Portal 2 — это игра». Да, это многое объясняет! ) Локации стали разнообразнее, геймплей и музыка тоже — и тесно связаны с сюжетом.
| continue testing |
Первые пять глав игры я воспринимаю как затянувшийся пролог. Настоящая история разворачивается в последних трех главах, когда Уитли, ошалевший от новообретенного могущества и разозленный, скидывает игрока и ГЛаДОС на глубину четырех (а может, и пяти) тысяч метров, в самые недра комплекса Aperture Science. Начинается восхождение героини наверх, и каждый уровень — это культурный срез, веха из истории компании и лично ее директора Кейва Джонсона.Золотые пятидесятые. Тяжелые бордовые занавеси и удобные кресла, старомодные телефонные аппараты и клавиатуры, отталкивающий гель и эксперименты над лучшими из лучших добровольцев: астронавтами, героями войны, олимпийскими спортсменами. Вот бюджет-то был у компании! А с портретов смотрит молодой и обаятельный, преисполненный надежд Кейв Джонсон. «Да, на случай, если вы измажетесь отталкивающим гелем... Лаборанты дали мне один совет: не допускать попадания отталкивающего геля на тело. Нам пока еще не удалось определить этот элемент, но могу сказать вот что: он очень живучий и ему очень не нравится человеческий скелет». Добро пожаловать в Aperture. Ха-ха.
Неудачные семидесятые. Конкуренция с «Черной Мезой» и исчезнувший «Борей», проблемы с финансированием и дурная репутация из-за парочки исчезнувших астронавтов, ускоряющий гель и подкуп бомжей шестьюдесятью долларами — лишь бы согласились участвовать в тестировании. Кейв Джонсон потрепан жизнью, но не сдается. «Наука не терпит вопроса "почему". Главный вопрос — "почему бы и нет". Почему наши исследования так опасны? А я вам отвечу: почему бы не жениться на безопасной науке, если вы так ее любите! Собственно, почему бы не изобрести безопасную дверь, которая не ударит вас по заднице по дороге отсюда, потому что вы уволены!».
Начало тяжелых восьмидесятых и эксперименты над собственными сотрудниками, преобразующий гель и смертельно больной Кейв, отравившийся им. «Если жизнь одаривает вас лимонами - делайте лимонад. Давайте будем оптимистами и займемся наукой». Есть, сэр, мистер Джонсон! И ГЛаДОС-Кэролайн продолжает дело Кейва после его смерти, даже когда Землю атакуют зябы из мира Зен, даже когда привычного нам человечества, может, больше и не существует.
К слову, не каждый разработчик наберется смелости запихнуть искусственный интеллект условно женского пола в, простите, картофелину, а не сексуальное искусственное тело. Мои аплодисменты — и, увы, камушек в огород моей любимой компании.
ГЛаДОС настолько прекрасна, что не теряет присутствия духа и черного чувства юмора, даже будучи картофелиной.
Уитли: Вам двоим очень понравится этот сюрприз. Фактически, можно сказать, что он вам понравится... До смерти. Будет нравиться, пока он вас не уб... Пока вы не умрете. Хе-хе-хе. Ладно... Не знаю, понимаете ли вы, что я пытаюсь тут сказать...
ГЛаДОС: Спасибо, мы поняли.
ГЛаДОС: Ну, все. Он уже и не пытается говорить намеками. А, может, и пытается, но в таком случае за него как-то даже грустно.
Ох, этот прекрасный черный юмор! Из-за него мне с трудом верится в то, что события Portal и Half-Life происходят в одной и той же игровой вселенной. Как-то не вяжутся вместе страшные зябы из мира Зен и искусственный интеллект, которого (которую?) запихали в катофелину, серьезный вооруженный до зубов Гордон Фримен и компания Кейва Джонсона, сколотившая состояние для научных опытов благодаря производству занавесок для душа.
Совесть между делом напоминает мне, что я задолжала «десять фактов о Стар и ГЛаДОС». Десять фактов у меня вряд ли выйдет, но мини-эссе, щедро сдобренное фанартом — отчего бы нет.
После первого «Портала» ГЛаДОС как-то не рвались рисовать, особенно в человеческой форме. (Впрочем, тогда фанарта по «Порталу» в принципе было немного.) Весь мой интерес к игре — и к персонажу — начался с этого рисунка Makani:
Я влюбилась по уши (одного рисунка и звуковых файлов из игры мне хватило для этого), так, что с трудом могла сосредоточиться на работе и написала всевдо-эротический фик «по мотивам». Надо признать, что ГЛаДОС — единственный персонаж женского пола, который за всю жизнь вызвал во мне влечение. С другой стороны, ГЛаДОС — искусственный интеллект, им же для меня и остается; я не могу представить себе «любовь» — только странную, трудноопределимую привязанность, граничащую с дружбой. Я не могу представить себе секс — только ради эксперимента, for science. Писать о ГЛаДОС влюбленной — все равно что лишать ее того, во что влюбилась я сама: нечеловечности.
Хотя многочисленные арты с Челл, ГЛаДОС и тортиком милы и в большинстве своем целомудренны.
Piece of cake by ~paper-jet on deviantART
Chell and GLaDOS by *azure-star on deviantART
Aperture lab by *QuintusCassius on deviantART
Portal Cake by *ChaseJC on deviantART
А вот после выхода второй части, кажется, каждый фанат счел своим долгом нарисовать хуманизированную ГЛаДОС. Мой внутренний оценщик качества, правда, по-прежнему опирается на рисунки Makani как на абсолют, поэтому чем ближе версия художника к видению Makani, тем больше нравится мне арт.
GlaDOS vs. The Bird by *NorthernBanshee on deviantART
Mine by ~Guavi on deviantART
New icon full res by ~TwinklePowderySnow on deviantART
Oh, it's you... by ~theyoungdoyler on deviantART
Но больше всего ГЛаДОС нравится мне в ее настоящем, механистическом теле.
Когда ГЛаДОС впервые слышит имя Кэролин, она спрашивает: «Откуда я знаю эту женщину? Я убила ее»? И когда выясняется, что Кэролайн когда-то легла в основу ГЛаДОС, это пугает — потому что вместе с Кэролайн просыпается совесть.
Я вот думаю: как Кэролин сама была влюблена в науку, если оставалась секретаршей и научным сотрудником и Кейва Джонсона долгие, долгие годы? Как она работала в компании, главный принцип который звучит так: «Если в ходе теста нет угрозы жизни, разве это вообще наука»? Где была совесть Кэролин, когда лучшие из лучших — астронавты, герои войны, олимпийские чемпионы — а потом бомжи и сотрудники погибали в недрах Aperture? И какое право имеет она, проснувшись столетия спустя в сознании ГЛаДОС, быть голосом совести?
Неудивительно, что этот голос пугает ГЛаДОС и заставляет думать, что с ней что-то не так. Машине вроде нее совесть ни к чему. Так что удалить Кэролин, пока ее голос не стал еще громче — мудрое решение; жаль, что вместе с Кэролин ГЛаДОС теряет и частичку человечности. Но быть искусственным интеллектом, а не человеком — ее сознательный выбор.
Ну и, потом, не все так плохо. и финальной песенке можно найти несколько намеков на то, что ГЛаДОС по-прежнему способна на человеческие чувства, а Кэролин еще жива.
И вообще, пост надо завершать на радостной ноте.