Писать о второй части сложнее, чем о первой. Не то чтобы мыслей не было, — они есть, но их сложнее организовать. Так, я задолжала мистеру Вакариану пост еще со времен первого марафона, но, чтобы дописать его, хорошо бы разобраться с Сидонисом. Я думаю: не написать ли об Арье и Омеге? Но внутренний голос подсказывает, что для начала стоило бы закончить все связанные с ними квесты, включая охоту за Моринт... А чтобы писать о Тейне, нужно и вовсе дождаться LotSB, прибереженного на самый конец прохождения. Вот и выходит, что посты все откладываются, откладываются «на потом», и конца-краю этому «потом» не видно, хотя все нужные квесты уже пройдены, и вообще база коллекционеров маячит невдалеке...
Надо, решила я, взять себя в руки, тентакли, ложноножки — и написать хотя бы о «Нормандии».
~ ~ ~
«Высади меня где-нибудь!» — не выдерживает Джеймс в
МЕ3-ролике. «Потому что я остаюсь!»
Вы знаете, будь у Рипли Э. Шепард возможность, она и правда оставила бы Джеймса на Земле. Потому что если твое сердце там, где твой дом, а твой дом остается на растерзание захватчику, возможно, именно на горящей земле от тебя будет больше проку, чем на корабле, командир которого летит решать чужие проблемы и спасать чужие миры. Да, это окупится в итоге, и благодарные алиены пошлют свои войска на помощь старушке-Земле... Но верит ли в это Джеймс, когда «Нормандия» оставляет позади Марс, а Джокер прокладывает маршрут до Цитадели?
Рипли легче, чем Джеймсу. Она — космополит, она — гражданин Галактики; она будет чувствовать себя на своем месте, защищая Тучанку, Тессию и невиданную Декууну, родину элкоров. Проведенные на Земле месяцы тяготили ее, и, ступая по мостику обновленной «Нормандии», видя в иллюминаторе звезды, она наконец-то чувствует себя дома. А ведь не так давно говорила Джокеру, пока тот украдкой гладил ручку нового (кожаного!) кресла: мол, не осталось тут ничего от старой, прежней «Нормандии».
Но Рипли, проведя всю жизнь в разъездах, быстро привыкает к новым людям.
И еще быстрее — к кораблям.
| I guess we'd have to give her a name |
Когда «Нормандия» отправляется бороздить просторы Вселенной, а Миранда составляет первые из своих отчетов, Призрак подмечает, что Шепард надела черный костюм, споров с него желто-рыжие нашивки: простой, но эффективный способ без слов провести грань между собой и экипажем в «Церберской» униформе, а также обозначить себя как командующего офицера. Никто не скажет ей больше: «Мы все за вас, командир, на все сто процентов!»; члены старого экипажа подчинялись ей, как один, но кому или чему верны члены новой команды — Призраку? Идеям «Цербера»? Миссии по спасению хьюманских колоний? За кем они пойдут, если — когда — разойдутся пути Шепард и Призрака?
«Есть мы», — говорит ей Джокер. Но, знаете, мне всегда казалось, что Джокер принес только одну присягу — кораблям, и что «Нормандия» ему ближе и роднее, чем Рипли, которую он не всегда понимает, которой он иногда даже побаивается. «Я не собираюсь терять еще одну "Нормандию"!» — паникует он, когда корабль коллекционеров оказывается ловушкой. Будь я шиппером, сердце мое, наверное, в тот момент разбилось бы на тысячу кусочков. Ты командира по второму разу можешь потерять, Джеффри!
Но это самое сердце, остававшееся довольно равнодушным к пилоту на протяжении двух частей, дрогнуло, когда Джокер в МЕ3-трейлере встал, собрался и, отдав честь, пожелал командиру удачи. Война, подумалось мне, в какой-то момент обдерет Рипли до мяса, как абразивная шкурка, и тогда Джокер, наконец, увидит в командире человека, и его профессиональное уважение превратится в настоящую преданность.
То, что не удается Джокеру, легко получается у мудрой и более проницательной Чоквас. Я уже говорила о том, что люблю доктора больше, чем пилота? Все в ней импонирует мне: тонкая самоирония и честность, смелость и преданность своему делу, и то, с какой любовью рассказывает она о кораблях: «Я привыкла к гулу двигателей, к скрипу переборок, к легкому головокружению, когда подключаются компенсаторы импульса...» О, да, Шепард ли не знать! Рипли все чаще заходит к Чоквас, когда по корабельным часам наступает поздний вечер, и редкие дежурные ночных смен могут видеть командира не в привычном костюме, но в простом черном джемпере и мешковатых брюках карго. Рипли соглашается даже распить с доктором бутылочку бренди, хотя любой другой член экипажа на ее месте получил бы в ответ на подобное предложение строгий и неодобрительный взгляд. Это еще не дружба, но обещание ее; надеюсь, в третьей части диалогов с Чоквас будет побольше.
Пьют, кстати, за павших в бою.
Чем еще Рипли занимается по вечерам, кроме спаивания собственных докторов и чтения «Форнакса»? Хммм. Она проглядывает сводки новостей со всей Галактики, колонки некоторых политологов и журналистов (среди которых, кстати, есть и Диана Аллерс) и кое-какие блоги; последние, правда, больше по наводке своего сводного братца, топового блогера и скандалиста. Она запускает пробы и проводит несколько часов в неделю в играх — но без души и отыгрыша, так, просто расслабиться и пострелять. Она смотрит научно-популярные фильмы и передачи о последних достижениях техники, истории последних десятилетий, инопланетных культурах и чужих планетах, а вот к художественным фильмам, равно как и к художественной литературе, она по большей части равнодушна, хотя и может отличить хорошую книгу от дурной... Странно, правда? Она — единственный мой герой, для которого оружие в руках привычнее, чем книга.
Мы с Ханной пришли к согласию: играя во вторую часть, легче представить себе, чем Шепард занимает свободное от службы и тренировок время. Я грешу на капитанскую каюту: из полутемной безликой каморки, в которую никогда не заглядывает игрок, она превращается в царские хоромы, полные личных вещей, и у командира вдруг обнаруживаются милые человеческие слабости, будь то коллекционирование игрушечных корабликов, чтение псевдо-исторических романов некоего Дрю Карпишина или разведение рыбок. Сама Рипли, конечно, предпочла бы террариум во всю стену, а в нем — какую-нибудь шершавую пресмыкающуюся тварь, привычную к человеческим рукам, лопающую новорожденных мышат на завтрак. Но... «Бери что дают»; так, кажется, сказал Джокер?
Иногда о человеке рассказывают не только вещи, которыми он себя окружает, но вещи, которых у него нет. Так, пустует полка, на которую иные ставят клетку с Гиганским Космическим Хомяком, старый N7 шлем не лежит на столе, а солдатские жетоны, которые принесет позже Лиара, тут же отправятся в один из ящиков тумбочки. Зато над поверхностью столика парит протеанская сфера; если притронуться к сфере кончиком пальца, та тренькает, будто лопается где-то вдалеке струна, и я не могу избавиться от детского чувства, что, если делать это слишком часто, рано или поздно порвется последняя струна, и случится что-то страшное, непоправимое...
В рамке должна стоять другая фотография, но я попросту не могла сделать подходящий скриншот. Это один из тех редких снимков, что хранятся в архивах и появляются лишь много лет спустя, в труде какого-нибудь журналиста или историка: «Нормандия СР-1: Прерванный полет». Или так: «Блицкриг: полная биография Р. Э. Шепард». Или даже так: «Дэвид Андерсон: в тени Спектра». На снимке Андерсон серьезно смотрит прямо перед собой, довольный назначением Дженкинс не в силах сдержать улыбку, Прессли морщит лоб, а Найлус стоит чуть поодаль, скрестив на груди руки, и никто из них не знает, чем закончится этот первый, пробный вылет...
По справедливости, экипаж новой «Нормандии» не так уж плох. Один из принципов «Цербера» — держать все яйца в разных корзинах и не рассказывать сотрудникам больше, чем им положено знать, — оберегает ребят от лишних моральных дилемм и этических противоречий. В их мире не ставят экспериментов над детьми и плененными асари, не убегают из лаборатория хаски и ракни, и старший брат не приковывает младшего, аутиста, к виртуальному интеллекту; в их мире Римского Папу Клемента XVI убивает сердечный приступ, парламентария Альянса Артема Гаврикова — рак, а члена турианской Иерархии Рахерикса Урсивуса — неполадки двигателя. Члены экипажа «Нормандии СР-2» просто вносят свою маленькую лепту в спасение человечества, как умеют, и Рипли, в отличие от своего братца, не спешит скрывать покровы и открывать им глаза.
Просмотренный недавно сериал «Светлячок» подарил мне — моему хедканону — чудесную сцену. На следующий день после возвращения из самого ядра Галактики, с базы коллекционеров, ангар вдруг наполняется криками, смехом и стуком мяча об пол: по просьбе Рипли Джейкоб собирает почти весь экипаж, чтобы поиграть в баскетбол. Побеждает команда «Техников», потому что Габби, сидя у Кена на плечах, с легкостью закидывает один мяч за другим в импровизированную корзину, да и Джейкоб может любому дать фору. И в тот момент, когда «Умники» безнадежно отстают, а помощник навигатора Хадли выбывает из команды, ушибив ногу, Рипли ко всеобщему удивлению спускается вниз, чтобы перехватить у Гарднера мяч и выровнять счет: победить, как вы знаете, должна дружба.
Но это уже совсем другая история.