Смотрите-ка: на третий день каникул мои руки дошли, наконец, до снимков из Черногории, которым уже сто лет в обед. Я и раньше пыталась взяться за эти фотографии, но бросала дело на середине: мне не нравился результат обработки. Не нравится он мне и теперь, по правде говоря, но я смирилась с этим, махнула на фотошоп рукой и сделала себе еще чайку.
Все фотографии были сделаны в один день, во время утомительной экскурсии с гидом-хохмачем. Началась эта поездка в шесть утра, когда я влезла в автобус и отдала водителю свой билет, и приняла очень неожиданный оборот полчаса спустя: гид, зевнув, стал знакомить пассажиров с планом поездки. «Стоять на границе, скорее всего, придется недолго, очереди небольшие, а первым городом, который мы увидим в Албании, будет...»
Тут я не сдержалась и потыкала гида в плечо, а он, зараза, только отмахнулся: вопросы, мол, потом. Короче, пока он рассказывал о трех городах Албании, которые нам предстояло посетить, я успела как следует разозлиться, представив себе, как ищу попутку где-то на границе двух чужих стран; у меня не было с собой ни паспорта, ни большой суммы денег, ни желания ввязываться в приключения, да и вообще, на моем билете было написано: «Каньоны», а не «Албания». Когда мне удалось донести эту мысль до гида, он смутился и отговорился тем, что любит, значит, пошутить, чтобы расшевелить пассажиров. Я сделала вид, что поверила.
За следующие двенадцать часов я несколько раз пожалела о том, что подписалась на эту поездку (периодически меня начинало мутить на бесконечных витках серпантина) и порадовалась тому же самому (за окном открывались потрясающие виды). В итоге привезла фотографии гор: утренних, вечерних, туманных; монастыря на краю вселенной; безумно красивого озера; мирных черногорских пейзажей и, само собой, котиков.
>> Албания (то есть, простите, каньоны)
Большая часть фотографий, сделанных из окна автобуса, никуда не годится: то стекло отсвечивает, то с фокусом беда. Если мы соберемся в Черногорию еще раз, несмотря на цену евро и духовные скрепы, обязательно покатаемся на поезде. Я видела рельсы из автобусных окон; кажется, что по крайней мере треть полотна расположена прямо над пропастью и держится только чудом. Плюс, на двести пятьдесят километров дороги приходится какое-то невообразимое количество мостов и туннелей. Как в сказке.
Монастырь-на-краю-вселенной был нашей первой остановкой, если не считать перерыв на завтрак (наливали кофе: дурной; подавали пышки: превосходные). Монастырь маленький: там живут, там же и умирают. Выращивают розы и котиков, держат пасеку и — что мне больше всего понравилось — сушат над пропастью белье.
Природа северной Черногории напомнила мне Пятигорск: все эти крутые склоны; обрывы; укутанные туманом и снегом далекие верхушки; холодные горные речки и ветер. Жалко, что фотографий вышло не очень много: снимать каньоны тяжело, они поражают воображение вживую, но кажутся совершенно плоскими на экране.
В отличие от озера Скадарского, которое на фотографиях кажется в несколько раз красивее, чем есть на деле, с Черным получилось наоборот. В жизни оно меня просто заворожило, несмотря на грязь и размякшую глину по берегам, а также болтливых детей, которых тоже вывезли туда на экскурсию. На снимках же... Не то. Пропала добрая половина очарования, не говоря уже о том, что все озеро вместе с окрестностями попросту не влезало в объектив. (Возможно, я просто не захватила с собой широкоформатник? Не исключено, кхм.)
На обратном пути было уже не так интересно: во-первых, я устала, во-вторых, начался совершенно безумный, с ума сводящий серпантин, и за окном мелькали то каменистые склоны, то верхушки деревьев. Но я успела сделать несколько снимков, пока мы ехали по равнине — очень уж мне понравились эти пасторальки: холмы, серые деревянные постройки и самые обычные коровы.
Когда мы возвращались назад, уже темнело, причем с такой дорогой это выглядит очень забавно: вот вы едете — и у вас еще вечер, и золотое солнце висит над горизонтом. Одну минуту и два поворота по серпантину спустя вы оказываетесь ниже — и все, солнца уже нет, только фиолетовая дымка висит над морем.
И вот тогда я увидела вещь, которая поразила меня, пожалуй больше прочего в этой поездке: в горах над морем собрался, как в чашке, туман. Из окна автобуса казалось, что он вот-вот перельется через край и хлынет водопадом вниз. Это была потрясающая, инопланетная какая-то для меня картина. Туман. Над морем. В чаше из гор. В фиолетовой дымке.
При том, что увиденные мной пейзажи были исключительно земными (и, если подумать, не такими уж экзотическими), я поминала про себя «Эффект Массы» какое-то неприличное количество раз.
Ну а любимой моей остается фотография, сделанная вообще в другой день и наудачу, через немытое автобусное стекло.