Все тексты, если верить постмодернистам, давно уже написаны. Все истории, если верить им же — придуманы, идеи — озвучены, и современному творцу априори отказано в праве создать что-то принципиально новое: куда ни ткнись, что ни попробуй — все уже было, все уже известно. Если сравнить культурное пространство со Вселенной, а отдельное художественное произведение — с пирогом, можно повторить фразу Карла Сагана: «Если вы хотите приготовить яблочный пирог с нуля, придется сначала изобрести Вселенную». Поскольку это одному смертному не под силу, создание нового постмодернистского текста похоже на игру с калейдоскопом, в который художник засыпает старые элементы. Потом, глядя на солнце, зажмурив глаз, он крутит, крутит трубку, пока не получит новую комбинацию из творчески переосмысленных цитат и символов, культурных языков и мифов.
Второй абзац этого поста я писала и переписывала раз пять, и меня все время уводило в научные дебри, и после шестой попытки я, наконец, сдалась, потому что на тему «Видеоигры как постмодернистские тексты на примере трилогии "Mass Effect"» можно (стоило бы!) написать довольно серьезную и объемную работу; нельзя пробежаться по ней галопом, не объяснив сначала, что такое интертекстуальность, принцип игры и «смерть автора». Так что — onward to the fun part!
То, что Mass Effect полон отсылок к старым произведениям научной фантастики, мы все знаем. «Стар Трек»? Есть. «Дюна»? Есть. «Зведный десант» Хайнлайна? Есть. «Вавилон-5»? Есть. «Гиперион» Дэна Симмонса? Есть. (И так далее, и так далее... К слову, в каком-то эпизоде Bioware Pulse видно, что на столе у одного из сотрудников лежит «Гиперион».)
Не обошлось и без связок с «Чужим», но я сама до недавнего времени полагала, что они ограничиваются одной цитатой и присутствием Ланса Хенриксена. А тут, бегая по Феросу, вдруг поняла, почему мне так нравится эта локация и что именно она мне напоминает.
| in space no one can hear you scream |
Рисунки Гигера. Все эти трубки и тросы вызвали в памяти не то ребра, не то позвонки Чужого, а тут еще серо-коричневая гамма...
Удивленная внезапной догадкой, я загрузила старый сейв с Айлоса — Илоса — Ила, чтобы приглядеться к застывшим статуям протеан. Смотрите, как они вросли в свои кресла, как гротескно механические трубки оплели органическую плоть; уже неясно, где заканчивается живое существо и начинается механизм.
Привет, космические жокеи. Почему вы сидите на том, что так подозрительно напоминает мне яйца Чужих?
Обе расы — протеане и жокеи — считаются вымершими; по крайней мере, никто не встречал живых жокеев или протеан на протяжении сотен лет. Обе расы пронесли сквозь века свой чудовищные подарки, доставшиеся в итоге обнаружившим их исследователям: на корабле жокеев нашли Чужих. В руинах протеанского города нашли технологии, благодаря которому человечество сделало шаг по пути, угодному Риперам, а что такое Рипер, как не буквальное воплощение биомеханики Гигера: слияния живого организма с механизмом? К слову, они, как и Чужие, используют органических существ в своем цикле размножения, поглощая в процессе их генетическую информацию, которая, в свою очередь, определяет внешний вид «новорожденного» и его способности.
И, как довесок — название колонии, основанной людьми у протеанских руин, где впоследствии был найден ктулхообразный ториан, которым так интересовалась компания ExoGeni: Zhu's Hope.
Напомню, что колонию, заложенную на планетоиде LV-426 у обломков корабля космических жокеев, ту самую, где впоследствии бесновались Чужие, которые были так нужны компании Weyland-Yutani, — так вот, колонию называли Hadley's Hope.
Кроме этого, есть и мелкие штрихи, вроде уже упомянутого Ланса Хенриксена, который играл в фильмах андроида Бишопа, а в Mass Effect отдал свой голос адмиралу Хакетту, и реплики в квесте I remember me, который полагается колонисту. Узнав, что Талита спрашивает, будет ли она видеть дурные сны, как Ребекка-Головастик в конце второй части «Чужих» спрашивает Эллен Скотт Рипли, я пожалела, что Рипли Эллен Шепард никогда не получит этот квест.
Любопытно, что, давая своей Шепард имя, я еще не подозревала об этих подробностях. Я знала только, что она будет единственной выжившей после атаки молотильщиков и уничтожит королеву рахни — и это уже казалось мне любопытной перекличкой с судьбой оригинальной Рипли.
Со временем я сама наполнила хедканон мелкими, но приятными отсылками к миру Чужих. Похожий на Кефея капитан Даллас, рассказывавший Рипли о звездах, суть капитан из первого фильма. Рядовой Хикс, учивший Рипли любить штурмовую винтовку (и не преуспевший в этом), генеральский сын Хадсон, капрал Васкез, подорвавшая гранату на Акузе, чтобы сразу и себя, и молотильщика — второй фильм, Aliens. Медик Клеменс, с которым у Рипли были какие-то отношения — третий, Alien 3. Ну и, завершила фик Dreamtime о смерти Рипли тем, что какой-то спутник принял сигнал, отправленный ей много лет назад после трагических событий на Акузе; так в конце третьей части бортовая автоматика корабля принимает сигнал столетней давности от Рипли, единственного оставшегося в живых члена экипажа «Ностромо».
И еще одно объединяет Эллен Скотт Рипли и Фем!Шеп (любую, с любым именем): обе они являются главными героинями героического экшн-сюжета, раскрываясь как самостоятельные персонажи, а не приложения к героям-мужчинам. Такое, несмотря на двадцать первый век, еще не очень часто встречается на экране.
А итоги Фероса, меж тем, у меня таковы:
— Этана Джонга (а также кое-кого из ученых и управленцев ExoGeni) следовало бы судить за проведение экспериментов, угрожающих здоровью и жизни, над колонистами, не давшими на то письменного согласия; из-за отсутствия соответствующей опции пришлось расстрелять Джонга на месте, и Джулиана Бейнхам недовольно сказала мне: "Now we're shooting each other in the back!" Пф. Во-первых, нет никакого «мы»; Рипли теперь — Спектр, и пользуется своим законным правом вершить правосудие на месте. Во-вторых, Рипли никогда не стреляет в спину.
— В прошлый раз я решила подзаработать ренегадских очков и с особым цинизмом перестреляла ровно половину колонистов. В этот раз я решила пройти локацию, не особо напрягаясь, записав тех, кому не повезло, в «сопутствующие потери», но спасать оказалось так просто... Почему бы не пользоваться анти-торианским газом, если он не только нейтрализует колонистов, но и уничтожает агрессивных криперов, а?
— Самоубийство Фай Дана все-таки является для меня одной из самых сильных сцен в МЕ1.
— Шиала жива-здорова и остается помогать колонистам.
— Рипли и Рекс отправляются в соседнюю звездную систему, чтобы поучаствовать в местном развлечении: погоне за пыжаками.
Прощай, Ферос, я не думаю, что мы вернемся с визитом в третьей части.

Кстати, о параллелях: Фай Дана озвучивает Армин Шимерман, актер, который играл одну из главных ролей в ST: DS9 — бармена Кварка, представителя славной расы ференги, в TNG позиционировавшейся как основной враг Федерации, а затем ставшей главным комедийным элементом.
Ференги озабочены исключительно деньгами, на их планете все время идет дождь, а их самки обязаны ходить без одежды, потому что иначе — стыдно!
*посмотрела трейлер*
Кстати, что с Фай Даном сделала Элизабет?
А с ним можно что-то сделать? Я думала, Фай Дан всегда застреливается самостоятельно. ))
www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage...
Майкл Дорн (Гататог Увенк из ME2) в роли моего любимого Ворфа и Армин Шимерман в роли Кварка. ))
У меня где-то валялась интересная работа, выводившая весь постмодернизм из непроработанности актуальных культурных тем. То есть, что мы висим в одном и том же сюжетном и символьном поле только потому, что мировые войны оказались слишком сильным культурным шоком, и либо культура перейдет этот шок (к чему и идем потихоньку), либо все-таки появится набор культурных артефактов, полностью отрабатывающих эту тему, с какой-нибудь адекватной точки зрения.
как ты их так обрабатываешь?
Я, кстати, знала, что Майкл Дорн был где-то в TNG, но даже не подозревала, что он был прямо-таки Ворфом!
нои-альбинои, возмутительно красивые, говоришь? ^^
Я пользуюсь плагином Color Efex Pro (который мне, кстати, как раз Feuille Morte посоветовала) и фликром. Фликр — это такой сайт-плацебо; загружая туда скриншоты, я чувствую, что они становятся в два раза красивее, чем были.
Aono, как это так — не верить постмодернистам? :P
Я оптимистично надеюсь на то, что не все тексты еще написаны, на то, что будущее приберегло для нас что-то новенькое (или, по крайней мере, хорошо забытое старое). Но ведь и постулаты постмодернизма не следует применять по отношению к искусству всех времен и народов вообще... Они верны в первую очередь для тех, кто творит в рамках этого направления, и я стою на том, что MЕ в эти рамки вписывается очень хорошо.
Точка зрения — о непроработанности актуальных культурных тем — любопытная, хотя наверняка мы рассуждать об этом сможем, когда постмодернизм сменится следующим направлением, я думаю. Пока что, я бы сказала, кризис постмодернизма нам еще не грозит.
У меня и колонистов на этот раз умерло — две штуки всего. Верной дорогой идем.
Печально, что мне раз за разом приходится убивать что Бенезию, что Увенка; Фай Дану тоже нескладко... Остается спасать Кэл'Ригара, хотя бы кто-то знакомый.
Я сильно подозреваю, что корпорация его работает вместе с Цербером. Очень уж методы похожи.
Опять же, торианские криперы на базах Цербера...
По крайней мере, в какой-то период времени они сотрудничали.
А вот ExoGeni точно какие-то договоры заключала с сами-знаете-кем! Не на поставку ли криперов как раз...
*мрачно*
Ага. При этом, у Цербера есть и рахни, да. Причем рахни у них какое-то нездоровое дофига, хватило на две планеты, да еще на станцию в открытом космосе.
На поставку как раз, ага. )
И я люто негодую, что тема "в проишествии на Колонии Мертвых тоже виноват Цербер" - не раскрыта, вот.
сильно изменился за летов первой и второй частях — будто две разные организации?Кстати, я все еще умудрилась не наспойлерить себе роль «Цербера» и Призрака в третьей, вот я молодец. )
Но я делаю сноску, что строго говоря Цербера во второй игре мы видим очень мало, чуть ли не только в Оверлорде (и вот Оверлорд как-то похож на Цербер из первой). Все остальное время мы имеем несравненное счастье наблюдать ячейку "Лазарь", в которую явно подбирали в основном идеалистов.
Просто в первой части «Цербер» — вышедший из-под контроля придаток Альянса. Во второй части все ведут себя так, будто связи между ними никакой не было, а организация с самого начала существовала на вольных хлебах.
Впрочем, я неоднократно говорил, что на мой вкус Цербер как был придатком, так и остался. Просто в ячейке Лазарь у человеков мозги запудрены люто.
И мне тоже кажется, что с этой известной организацией (вернее, ее представлением в играх) не все ладно. Надо отметить, что она в принципе разбита на ячейки и проекты, которые могут довольно сильно различаться, но... Хм. Моя проблема скорее в попытке навести moral grayness во второй части, притом что в первой для нее я не вижу предпосылок, и в том, что в третьей вся эта моральная дилемма сделки с дьяволом вылетит в трубу.
Но вообще... да, тема собакоидов раскрыта, скажем так, не до конца.
Мне по-прежнему кажется, что заставить игрока выбирать между «Цербером», Альянсом, Советом и (если Шепард хочет уйти на вольные хлеба) Лиарой было бы хорошей идеей. Этот выбор мог бы влиять на доступные ресурсы и поступающую герою информацию — в разумных пределах, конечно. Может быть, даже на доступных сопартийцев; например, Вега присоединялся бы только к тем, кто выбрал Альянс. Это позволило бы улучшить ту самую replayability, дать игроку любопытный выбор и вообще... И морально серенький «Цербер» отлично улегся бы в это русло как один из возможных союзников в войне.
Укрепляет в этом подозрении меня квест с оперативником "Цербера" и вопросом, куда деть вытащенную из него инфу.
Впрочем, мы бы с Лиз выбрали Альянс, а так примерно и получится, так что могу пороптать разве что за компанию.
Только вот «Цербер», по-моему, никогда не был морально сереньким. Черненький он. Ну, опять-таки — не его вина, таким уж нарисовали.