Все тексты, если верить постмодернистам, давно уже написаны. Все истории, если верить им же — придуманы, идеи — озвучены, и современному творцу априори отказано в праве создать что-то принципиально новое: куда ни ткнись, что ни попробуй — все уже было, все уже известно. Если сравнить культурное пространство со Вселенной, а отдельное художественное произведение — с пирогом, можно повторить фразу Карла Сагана: «Если вы хотите приготовить яблочный пирог с нуля, придется сначала изобрести Вселенную». Поскольку это одному смертному не под силу, создание нового постмодернистского текста похоже на игру с калейдоскопом, в который художник засыпает старые элементы. Потом, глядя на солнце, зажмурив глаз, он крутит, крутит трубку, пока не получит новую комбинацию из творчески переосмысленных цитат и символов, культурных языков и мифов.

Второй абзац этого поста я писала и переписывала раз пять, и меня все время уводило в научные дебри, и после шестой попытки я, наконец, сдалась, потому что на тему «Видеоигры как постмодернистские тексты на примере трилогии "Mass Effect"» можно (стоило бы!) написать довольно серьезную и объемную работу; нельзя пробежаться по ней галопом, не объяснив сначала, что такое интертекстуальность, принцип игры и «смерть автора». Так что — onward to the fun part!

То, что Mass Effect полон отсылок к старым произведениям научной фантастики, мы все знаем. «Стар Трек»? Есть. «Дюна»? Есть. «Зведный десант» Хайнлайна? Есть. «Вавилон-5»? Есть. «Гиперион» Дэна Симмонса? Есть. (И так далее, и так далее... К слову, в каком-то эпизоде Bioware Pulse видно, что на столе у одного из сотрудников лежит «Гиперион».)

Не обошлось и без связок с «Чужим», но я сама до недавнего времени полагала, что они ограничиваются одной цитатой и присутствием Ланса Хенриксена. А тут, бегая по Феросу, вдруг поняла, почему мне так нравится эта локация и что именно она мне напоминает.

| in space no one can hear you scream |